Защита знака обслуживания  и фирменного наименования

Знак обслуживания относится к средствам индивидуализации и служит для однозначного ассоциирования определенных видов работ и услуг с компаниями или индивидуальными предпринимателями, которые эти работы выполняют.

Обычно целью нарушения права на знак обслуживания является введение в заблуждение потребителя или контрагента, полагающего, что пользуется услугами или является представителем известной фирмы. Таким образом нарушитель получает необоснованные конкурентные преимущества.

Вряд ли кому придет в голову сымитировать общеизвестные знаки обслуживания, но в рамках одного региона нередки разборки среди компаний, оказывающих медицинские или оздоровительные услуги, юридических, финансовых организаций. Случаются и споры по знакам сходным до степени смешения.  Самые сложные случаи судьи решают, опираясь на "Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство", утвержденные приказом Роспатента от 27 марта 1997 года N 26, где общие методологические подходы экспертизы основаны на  многолетней практики судопроизводства и экспертизы.

Защита знака обслуживания и пресечение нарушений прав обладателя знака осуществляется по аналогии с защитой товарного знака, в соответствии со статьей 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации. За исключением одного нюанса: по требованию правообладателя вся контрафактная продукция должна быть уничтожена вместе с ярлыками и этикеткам; при пресечении нарушения права на знак обслуживания удалению подлежат все вывески, рекламные объявления и документы, где фигурируют спорные обозначения. Не всегда эти случаи очевидны.

Так, неудачей окончились попытки ОАО «Сбербанк России» попытка остановить деятельность кредитного потребительского кооператива «Первая сберегательная касса. Вклады и займы» в городе Абакан. Напрасно адвокаты Сбербанка заявляли, что обозначения «государственные трудовые сберегательные кассы Союза ССР» и «сберегательные кассы» в целом использовались предшественниками истца с 1841 года, напрасно пытались получить с потребительского кооператива пять миллионов рублей компенсации. Суд указал, что товарный знак (знак обслуживания) является неотъемлемым атрибутом коммерческой организации, а потребительский кооператив таковым не является и арбитражному суду не подсуден.

Анализ арбитражных решений также позволил выявить еще один спорный элемент: в сети Интернет знак обслуживания может повторяться в доменных именах, которые со временем превратились в знаковые символы предприятий, товаров и услуг и рассматриваются как средство индивидуализации наравне с товарными знаками.

Так,  ООО «Доктор Борменталь» из Санкт-Петербурга подало иск на краснодарскую компанию «Центр психологической помощи Доктора Гаврилова» о защите права на знак обслуживания и фирменное наименование  «Доктор Борменталь».  Истец усмотрел нарушение в том, что ответчик администрировал домен bormental-moskva.ru в сети Интернет. На первый взгляд, нарушение налицо, однако скоро выяснилось, что спорный сайт был изготовлен по заказу ООО «Центр снижения веса «Доктор Борменталь» и таким образом спор переместился в область спора о фирменном наименовании.

Любые споры по нарушению прав на знак обслуживания следует начинать с оформления доказательств, в сети Интернет это заверенные распечатанные страницы сайта, где озамечен неправомерно использованный знак. Такие документы можно получить в сервисе «Электронный нотариус», с помощью опции «Фиксация информации с экрана»