Защита прав потребителей в интернете – законодательные и практические меры

Интернет-магазины все больше входят в нашу жизнь. Покупка одежды и обуви по каталогам известных брендов,  приобретение громоздких вещей не выходя из дома, более низкие цены  – вот малый перечень преимуществ интернет-шопинга. Вместе с тем, в удаленном режиме возрастает  опасность столкнуться с недобросовестными продавцами и скрытыми мошенниками.

Защита  прав потребителей в Интернете обеспечивается законодательными и административными мерами. С точки зрения закона, покупка и продажа бытовых предметов через Интернет-магазины называется дистанционной торговлей. Регулируется эта форма товарообмена федеральным законом России «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, статьей 26.1, формирующей правила дистанционного способа продажи товара. Согласно положениям статьи, допускается покупка-продажа товара без непосредственного ознакомления с образцами путем выбора их каталогов, буклетов, ориентируясь на фотоснимки и описание продукции.

Для легитимности предложения товара в удаленном режиме продавец должен представить потенциальному покупателю следующие сведения:

  • Потребительские свойства товара, место его изготовления, срок службы, срок годности;
  • Реквизиты продавца: адрес, полное фирменное наименование;
  • Реквизиты производителя: полное фирменное наименование, страна-производитель;
  • Условия приобретения товара: цена, порядок оплаты и доставки, гарантийный срок на предлагаемую продукцию.

Вся эта информация должна быть в письменной форме передана покупателю вместе с товаром. Права потребителей в сети не совсем аналогичны правам любых других покупателей.

Судя по букве закона, дистанционно купленный товар нельзя обменять, если не понравился фасон или не подошел размер. А вот отказаться от заказанной или купленной вещи можно в любой момент до его доставки или получения, а после передачи товара в течение семи дней.

По сравнению с непосредственной покупкой через обычный магазин, времени для раздумий и обнаружения дефектов интернет-покупателю дается в два раза меньше, 7 дней. Не принимаются назад товары надлежащего качества, предназначенные для использования конкретным приобретателем, например, сделанная на заказ обувь.

Также могут возникнуть проблемы возврата бездефектного товара при отсутствии чека, квитанции или иного документа о покупке, но в таком случае закон не лишает покупателя возможности сослаться на иные доказательства факта приобретения у конкретного продавца.

Защита прав потребителей интернет-магазина, купивших некачественный  товар, осуществляется на основе тех же статей 18-24 ФЗ «О защите прав потребителя», что и для обычных покупателей. При обнаружении в товаре недостатков, покупатель имеет право вернуть, обменять, заменить товар, потребовать устранения недостатков  или соразмерного уменьшения цены.

Закон «О защите прав потребителей» написан для добросовестных продавцов и приобретателе. Однако, случаи мошенничества, обмана покупателей в Интернете случаются нередко, и без судебного разбирательства не обойтись. Фирмы-одноднеки, привлекающие ценой и в момент исчезающие с нахапанными деньгами в наше время почти повседневность. Также встречается пересортица, поставка другого товара, отличного от каталожного, на других условиях. Для закрепления информации и последующей использовании ее в качестве доказательств надо подстраховывать сделки путем фиксации страниц Интернет-магазинов  с предложениями и конкретными данными о товаре и продавце. Использование в этих целях опции фиксации скриншотов сервиса «Электронный нотариус» будет гарантией безопасности покупок во всемирной сети.