Что такое логотип и как его защитить от неправомерного использования  

Логотип является результатом интеллектуальной деятельности и относится к средствам индивидуализации. Нет смысла искать в законах, как защитить логотип. Напрямую понятие «логотип» в Российском законодательстве отсутствует, можно считать его жаргонизмом,  синонимом товарного знака или знака обслуживания.

Дословно «Логотип» является составным понятием и переводится с греческого языка как «слово» (logos) и «отпечаток» (typos). Отсюда возникло мнение, что логотип обязательно должен включать наименование фирмы и тем отличаться от товарного знака, но никаких правовых подтверждений такого правила в России  не существует. В широком смысле этого понятия, Логотип представляет собой условное изображение товарного знака фирмы, предназначенного для продвижения товара и услуг конкретной компании.

Хороший логотип должен запоминаться и нести в себе информацию о виде деятельности или назначении продукции, выпускаемой фирмой или ассоциироваться с буквенной аббревиатурой. Например, логотип Газпрома – огонь от газовой зажигалки; логотип фирмы Лакоста – аллигатор (по слухам, так прозвали Рене Лакоста за агрессивное поведение на теннисном корте). Самый известный логотип, пожалуй, пять олимпийских колец. А логотипы автомобильных концернов не перепутает ни один водитель, безошибочно отличая Ладу-Калину по логотипу с парусом, Ауди по кольцам и автомобили известной американской марки по слову Ford на капоте – никакой фантазии, зато все понятно.

Защита логотипа не требует особых законодательных мер: незаконное использование логотипа пресекается в порядке охраны товарного знака. Логотип является одним из главных элементов продвижения товаров, услуг и фирмы в целом. Разработка хорошего логотипа весьма трудоемкое и творческое занятие, поскольку необходимо выполнить несколько основных условий:

  • уникальность;
  • узнаваемость;
  • лаконичность;
  • запоминаемость и ассоциативность.

Как синоним товарного знака, логотип охраняется в соответствии с частью 4-й  Гражданского кодекса РФ по правилам, определенным статьями 1252 (в порядке защиты исключительных прав на средства индивидуализации), статьей 1515 (Ответственность за незаконное использование товарного знака).

Закон предусматривает несколько форм ответственности за незаконное использование логотипа:

  • возмещение убытков или компенсацию владельцу зарегистрированного товарного знака (логотипа);
  • изъятие из торгового оборота и уничтожение товаров, этикеток и упаковок товаров, на которых неправомерно помещен логотип.

Если логотип незаконно размещен на странице сайта в сети Интернет, его изображение должно быть удалено.

Спорные вопросы по использованию логотипа решаются в арбитражном суде.  Для предъявления исковых требований необходимо два условия:

  • логотип должен быть зарегистрирован как товарный знак;
  • правообладатель должен предъявить доказательства нарушения исключительных прав на логотип.

Если полем незаконного размещения логотипа является сайт или портал, для судебных органов доказательством будут заверенные распечатки скриншотов страниц в сети Интернет. Такие документы можно получить в сервисе «Электронный нотариус», с помощью опции «Фиксация информации с экрана». Сервис предоставляет возможность:

-  моментальной или отложенной фиксации полнообъемных страниц, а не только изображения в рамках экрана компьютера,

- фиксации через анонимайзер ресурсов, где требуется ввод пароля, клик на рекламе и другие предварительные действия.